Как научить ребенка понимать слово «нельзя» (1- 2 года).

Все мамы рано или поздно сталкиваются с тем, что ребенок начинает лезть к проводам и розеткам, открывает комоды и шкафы и так далее. И тогда в дом приходят слова «нет» и  «нельзя». Вот я и решила узнать, как малыша научить понимать эти слова, как все сделать правильно?

Несколько важных правил:
-этих самых «нельзя» должно быть немного, самых основных. Из того, что опасно для здоровья и жизни ребенка. Запретов гораздо больше, чем бы хотелось. Поэтому все остальное, что нельзя надо убрать с поля зрения ребенка или сразу учить, как пользоваться. После слов запрета продолжите объяснять малышу, что может произойти.
- эти «нельзя» должны выполняться всегда! А не так, что сегодня можно, а завтра вдруг стало нельзя. Особенно мы любим забывать про «нельзя», когда приезжают гости, бабушки, дедушки. И тогда чуть-чуть можно…
- запреты должны быть  согласованы. Если мама запретила, то папа тоже должен запрещать.

Пример психолога,  как научить ребенка понимать слово «нельзя»:
Допустим, ребенок идет к плите (краники потрогать). Мама должна взять его на руки и отнести от запретного, посмотреть малышу в глаза и сказать строго «нельзя», показывая на плиту. Так мама будет делать некоторое время, пока малыш не станет реагировать только на слово «нельзя» .

Еще один психолог рекомендует после запрета переключить внимание ребенка на другое интересное занятие и обозначить его словом «можно». Это поможет ребенку перенести утрату предыдущего увлечения.
И самое главное. Об этом говорят и моя бабушка (проработавшая всю жизнь воспитателем), и все детские психологи: ребенка по рукам бить нельзя!  Это приводит к разрушению эмоционально-познавательного процесса у ребенка. Нарушает основной в этом возрасте интерес к исследованью. Это скажется на его психическом и физическом здоровье. И тогда уж ребенок точно не будет любознательным. Лучше шлепнуть по попе (не более), чем бить по рукам.

Для более взрослых детей нашла очень интересную статью «Можно ли говорить ребенку слово  «нельзя»  Понравилось деление поведения ребенка на 4 цветовые зоны.  Там еще есть ссылка на другую статью, в которой пример воспитания мальчика, которому не говорят совсем слова «нельзя» . Потом напишите здесь ваши впечатления:) Разве можно так?


12 комментариев:

  1. Да, статья про мальчика которому всё можно - ПРОСТО ЖЕСТЬ!!!! Родители там похоже совсем идиоты...
    Хотя я младшему сыну тоже много что разрешаю. Но вот розетки и плита у нас - на 100% "нельзя". Еще "нельзя" -сыпаться песком и убегать от мамы на дорогу.
    Ребёнок ДОЛЖЕН познавать окружающий мир, пусть это даже будет по средствам синяков и шишек.
    А то, что "нельзя" пусть будет закрыто на замок, чтоб ребёнок не смог до этого добраться)))

    ОтветитьУдалить
  2. Я даже и не знала, что неоторые шлёпают малышей по рукам!!! Ужас какой! Конечно так НЕЛЬЗЯ!

    ОтветитьУдалить
  3. "Нельзя" - важное слово! Только не нужно употреблять его часто. И провоцировать ребенка на "подвиги" не стоит, лучше убирать все, что нельзя, подальше (если это возможно):)) Вспомнился случай. Знакомые воспитывали малыша, который только научился ползать: поставили вазу посреди комнаты, и когда малыш пытался потрогать листочки, говорили "нельзя", но как только воспитатели отвлеклись...

    ОтветитьУдалить
  4. Машуля, Несвижанка я с вами согласна. Про вазу это конечно перебор. Такие вещи прятать надо.
    Ярославна, есть такие , что и по лицу бьют!

    ОтветитьУдалить
  5. Димка у меня, если ему говорю Нельзя!, мотает головой из стороны в сторону и ручкой качает - Ай-яй-яй))) Например, ту же плиту трогать.
    У нас большая проблема с моей свекровью в этом плане. Сначала она Диме говорила: Нельзя, мама (или папа) будут ругать. Я ей ответила, что если Нельзя, то нельзя у всех, независимо от папы или мамы. Вроде перестала. А недавно слышу переиначенную фразу: Нам мама сказала нельзя! Вот же...
    Или иногда слышу от нее нельзя на вещи, которые мы разрешаем трогать - т.к. как раз исследовательский интерес и вещи ничего страшного не представляют собой (лейка, например). Я уже устала ей объяснять. Ладно она пока редко бывает да и ребенок маленький, а постарше станет? Как быть? Не давать ей совсем? (Дело ведь не только в "Нельзя"...)
    Хотя это тема отдельного разговора))))
    Марин, извини, расписалась тут)) Просто свекровь только что у нас была. Наболело)))

    ОтветитьУдалить
  6. Миша тоже одно время ручкой мотал, а потом забыл это дело:)))
    А свекровь – это отдельная тема;) Вот у меня вроде свекровь нормальная, хорошая женщина. До замужества думала, классная баба;)) А теперь не люблю, когда она в гости ходит, когда звонит. Не знаю почему. Наверное, природой в нас заложено:) Может ревность, чувство собственничества…
    А когда-то мы будем свекрухами. Все аукнется…

    ОтветитьУдалить
  7. Дельные советы, я, наверное, часто говорб нельзя... Но исправлюсь - на днях поставим перегородку, чтобы дочка хотя бы в коридор к ботинкам и велосипеду не ползала, а то устала уже бегать оттаскивать...

    ОтветитьУдалить
  8. Прежде чем сказать нельзя, надо быть самой уверенной, что это на самом деле нельзя. А то если по поводу и без повода ребенка "дергаешь", то он это "нельзя" в конце концов воспринимать никак не будет

    ОтветитьУдалить
  9. Согласна, что говорить по поводу и без повода слово "нельзя" неправильно!Это только собьет с толку ребенка! Я при воспитании своей малышки определила четыре- пять самых важных "НЕЛЬЗЯ"( опасных для здоровья) остальное у нас всё было можно! И конечно я старалась переключить внимание крошки, отвлечь ее!

    ОтветитьУдалить
  10. Рада, что вы со мной согласны:)

    ОтветитьУдалить
  11. А я вот много лет читала книгу о воспитании детей в семьях Амишей ( в Америке есть такие сообщества, которые не признают электричество и другие блага цивилизации). У них обычно много детей, поэтому важна дисциплина. В этой книге тоже написано, что рукой нельзя бить, потому что рука для ласки предназначена, а вот гладковыструганным прутиком "отгонять" от опасности можно. Если ребенок тянется рукой к опасному предмету, ему говорят "нельзя" и одновременно прутиком по ручке,но не бить сильно, а слегка, так вырабатывают рефлекс. У меня не было тогда ребенка, но я рассказала одному знакомому и он попробовал на свой дочке. У своему удивлению он обнаружил, что метод подействовал. Однако после такого "воспитания" обязательно нужно сажать ребенка на коленки, крепко обнимать и говорить, как ты его любишь. После трех раз у девочки слово "нельзя" стало ассоциироваться с неприятными ощущениями и прутик больше не понадобился. Этот прутик стоял в углу, и когда родители не видели она подползла к нему и пыталась сломать. То есть ее гнев был направлен на орудие воспитания, а не на отца. Вот такая история. Это я не для того, чтобы кто-то говорил, что это ужас какой-то и т.д., а просто поделилась.

    ОтветитьУдалить
  12. У меня малыш как-то дотронулся до горячей плиты. Тепрь только он пытаеся подайти к ней, я говарю, что горячо. Он вспоминает, что это больно и уходит.

    ОтветитьУдалить