Роль слуха в развитии речи у детей (фонематический слух).

ребенок
Про развитие физического слухa мы уже говорили. Теперь поговорим про фонематический слух. Уточню, под фонетическим слухом понимается способность слышать какие-либо слова и дифференцированно воспринимать их, независимо от того, понимается их смысл или нет, а под фонематическим - способность не только слышать, но и понимать слышимое. Речевой слух - совместное функционирование фонематического и фонетического слуха.

При недостаточности фонематического слуха звуки (фонемы) смешиваются, сливаются между собой в словах, да и сами слова нередко сливаются друг с другом. Умение сосредоточиться на звуках человеческой речи поможет научиться понимать ее. Овладение фонематическим слухом предшествует другим формам речевой деятельности - устной речи, письму, чтению. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать фонематический слух.

Пример игр на развитие фонематического (речевого слуха).

Мы очень любим играть в игру «Кто там?».  Я ставлю за дверь, допустим, игрушку кота и закрываю ее. Бабушка за дверью начинает мяукать. Я говорю сыну, что к нам кто-то пришел, что кто-то мяукает за дверью. И после того, как Мишка прислушается, мы бежим открывать дверь. Игра продолжается дальше с другими игрушками. Пока мой сын на вопрос «кто там?» отвечает только звукоподражанием: «мяу», «гав», «кря» и т.д.

Еще нам нравится игра «Найди и покажи». Я беру несколько игрушек и выставляю их в ряд. Начинали мы с двух игрушек, потом их количество увеличилось до четырех. Больше и не беру, потому что Мишка начинает их просто разбрасывать. Затем прошу сына принести мне какую-нибудь игрушку. При этом я меняю силу голоса, расстояние между нами, но всегда говорю четко каждый слог. Иногда Миша пытается за мной повторить и иногда нет, но факт - это приносит результат.

Но, а с моего детства я хорошо помню игру «Испорченный телефон». Вы, наверное, тоже играли? Для моего малыша  еще рано (напомню – нам 1,9), да и людей побольше надо, но эта игра очень поможет в развитии фонематического слуха.


Читайте также:
Приемы, способствующие развитию активной речи. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий