Речь человека возникла и развивалась на основе слуховой системы. Человек не смог бы достичь такого уровня владения голосовым аппаратом, если бы параллельно с этим не развивались органы слуха. Поэтому и в развитии речи ребенка слух играет большую роль. С помощью слуха ребенок имеет возможность расширять словарный запас, развивать активную речь, вносить в нее необходимые фонематические коррективы. Ребенок слышит речь взрослых и извлекает из нее то, что доступно его пониманию и произнесению.
Немного расскажу о двух направлениях слухового восприятия: физическом и фонематическом.
Физический слух – наиболее элементарный уровень слуха. Благодаря ему человек воспринимает и дифференцирует звуки окружающего мира (шум машин, звуки природы, музыку). Часто физический слух называют еще неречевым. Нейропсихологи эти два вида слуха различают, так как они обеспечиваются разными частями головного мозга, но и по другим причинам.
Как развивать физический (неречевой) слух?
А делают это все родители, может, этого не зная. Вы же обращаете внимание малышей на различные звуки, когда гуляете? На шелест листьев, на песни птиц, в том числе и на карканье ворон:). Необходимо учить ребенка прислушиваться к звукам природы. Мы вот с сыном еще не были в лесу. Как потеплеет, мы обязательно выберемся: там есть, что послушать:)
С самого младенчества я давала сыну различные бумажки, фантики, пакетики и мы вместе ими шуршали. Также мы слушали звуки, которые издают различные сыпучие материалы: крупы, бусинки, камушки, каштаны. С ними мы стали играть после одного года (боялась, что Мишка потащит все в рот). Таким способом мы учились воспринимать звуки, которые издают различные предметы.
К физическому (неречевому) слуху также относится и музыкальный. Мы где-то с года почти каждый день слушаем классику или современную спокойную музыку. Про влияние классики на развитие ребенка я писала в сообщении «Слушаем музыку».
Пример игры на развитие физического (неречевого) слуха.
Для игры необходимы детские музыкальные инструменты. Мы, например, сейчас используем гитару, металлофон и барабан. Сначала необходимо познакомить ребенка с инструментами, показать, как звучит каждый из них. Затем ребенок отворачивается, а вы извлекаете звук из какого-нибудь инструмента. И малыш должен показать, на каком инструменте вы играли. И так с каждым инструментом.
Как вы понимаете эти развивающие игры для детей до 2-2,5 лет. С возрастом игры и занятия усложняются и становятся еще более интересными. И еще хочу сказать, что иногда надо давать ребенку возможность просто послушать тишину. Это тоже полезно для маленьких ушек:)
Сообщение получилось длинным, поэтому о фонематическом слухе поговорим в следующий раз. Читайте также: приемы, способствующие развитию активной речи.
Мой пока любит только слушать. А я всё жду ,когда заговорит. А то китайский уже надоел =)
ОтветитьУдалитьКсилофон, барабан - это хорошо! Но вот современные детские гитары с ужасным звуком - это просто кошмар!
ОтветитьУдалитьУ нас вроде нормально:) Струны посильнее натянуть и вперед:)
ОтветитьУдалить